Перегрев мотора, вызванный проблемами с системой охлаждения, может привести к серьезным неполадкам. Потому важно знать, как предусмотреть возникновение подобной проблемы и решить ее, если двигатель разогревается сильнее положенного. К сожалению, большинство автомобилистов во время передвижения смотрят лишь на стрелку спидометра. Однако куда более важным является другой прибор – он отвечает за температуру жидкости в охладителе. Многие автомобили не оснащены специальной системой предупреждения из-за нарушения допустимого температурного режима, в связи с чем о перегреве они узнают только после того, как из-под капотном крышки начинают валить клубы пара, а в салоне возникает резкий запах закипевшего тосола. Обычно впоследствии требуется серьезный ремонт.
Во время закипания охладителя в аналогичной системе образовывается пар, который не позволяет нормально охлаждаться силовой установке. Это приводит к резкому увеличению температуры. Всего нескольких минут езды в перегретом состоянии хватит, чтобы, к примеру, заклинила поршневая группа с поломкой шатунов или деформировалась головка блока. Впрочем, перегрев обычно вызывается «мелочами» типа несвоевременной замены действительно дешевых комплектующих.
Нередко к перегреву мотора приводит работа электрического вентилятора, если таковой, естественно, вообще установлен. Само по себе это устройство практически никогда не ломается, чего не скажешь о системе его управления, важными элементами которой являются реле и датчик температуры. Вентилятор работает по предельно простому алгоритму: как только охладительная жидкость достигает определенного температурного порога, происходит замыкание датчика, и посредством реле вентилятор начинает работать.
Если же это не происходит, нужно начать с проверки предохранителя. Обычно на крышке нужного блока с помощью пиктограммы указывается, какой именно идет к вентилятору. Порой предохранитель пребывает в рабочем состоянии, но по каким-то причинам он неплотно прилегает к контакту. В этом случае нужно просто установить его в рабочее положение. Если же на приспособлении имеются следы гари, вывод очевиден – надобность в замене.
Следующая стадия – проверка датчика температуры. Его легко найти, потому что только к этой детали радиатора ведут проводки. Сперва нужно отсоединить как раз эти провода, после чего замкнуть их друг с другом. Затем запускается зажигание. Если вентилятор стал крутиться, датчик нуждается в замене. Восстановить его не получиться, однако некоторое время можно ехать с замкнутыми проводами и постоянно работающим вентилятором. Ведь некоторые автомобили ездят с приводом крыльчатки ременного типа, и это ни к чему не приводит!
Если исключение из цепи температурного датчика ни к чему не привело, нужно проверить реле. Достав его из коробки предохранителей, установите вместо реле проволоку, соединив гнезда главных контактов. Управляющие контакты очень легко найти, руководствуясь нанесенной на крышку блока схемой.
Как видите, проверка вентилятора не является сложной процедурой, но она часто помогает решить проблему перегрева мотора.